Tea time! Время пить чай!
Ежедневно в мире выпивается миллионы чашек чая
и кофе. Ошеломляющий успех кофе баров в последние 10-15 лет значительно расширили познания потребителей и
видах кофе, способах его приготовления, культуре потребления, происхождении этого напитка, оборудовании
необходимом для приготовления той особенной чашечки кофе «ради которой, хочется просыпаться».
В последние года отошедший в тень чай постепенной отвоевывает звание национального напитка россиян.
Распитие чая становится не только частью городской культуры, но больше и больше входит в моду. Для
потребителя, чай зачастую более привлекателен, чем кофе, что обусловлено намного большим разнообразием
видов и вкусов. Использование качественных чаев позволяет ресторанам в трудные времена не только расширить
меню, но и предложить гостю то, что может с минимальными затратами стать реальным конкурентным
преимуществом.
ЧАЙ – САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ В МИРЕ НАПИТОК!
Знаете ли Вы что в глобальном масштабе ежегодно заваривается более 700 миллиардов чашек чая? И это без учета
Китая. Любопытный факт: Для производства 500 грамм чая используется, по крайней мере, 75000 листьев чайного
куста!
Во всех аспектах производство чая – крайне сложный процесс, сравнимый по изощренности с технологией
производства вин. До недавнего времени чай не мог соперничать с вином по предложению в меню ресторанов и по
количеству продаж. Тенденция последних пяти лет – возвращение самого популярного напитка в сектор
общественного питания. Уникальной особенностью чая является возможность предложения его как в
демократичном формате, так и в элитных заведениях. Мы надеемся, что наша статья вдохновит рестораторов на
развитие продаж чая, которые как и продажи кофе позволяют продавать большое количество дополнительных блюд
и продуктов.
КАК ПРИГОТОВИТЬ ЧАШКУ ИДЕАЛЬНОГО ЧАЯ?
С точки зрения потребителя важен вкус. В случае элитных заведений крайне важна эстетическая сторона,
включающая способ сервировки, посуду, знание персоналом правил приготовления чая.
Качество воды.
Помимо чая – главным ингредиентом, используемым для приготовления чая, является горячая вода. Качество воды
играет важную роль. Поэтому рекомендуется использовать только специально очищенную воду, используя для
этого системы фильтрации и водоподготовки. Золотое правило – вода должна быть максимально очищена от
примесей и посторонних запахов.
Температура воды.
Насколько горяча должна быть вода? На собственном опыте многие потребители знают, что вкус чая зависит также
от температуры воды, используемой для заваривания. Кипящая вода во многих случаях выхолащивает вкус и
аромат чая. Особенно чувствительны к температуре воды Зеленый и Белый чай. Логично предположить, что для
приготовления различных сортов чая необходимо использовать различные кипятильники, настроенные на разные
температуры. Важно, чтобы в Вашем заведении соблюдалась культура приготовления чая. Это не менее важно, чем
правильная температура подаваемого вина.
Итак, для приготовления идеальной чашки необходимы три условия:
- качественный чай;
- чистая вода;
- оптимальная температура воды.
Время учиться и экспериментировать!
Не менее важно определить с тем насколько долго должна настаиваться заварка. Любой , самый хороший чай может
быть испорчен слишком коротким или длинным временем заваривания. Рекомендуется использование заварочных
чайников с извлекаемым ситечком или керамической заварочной емкостью, устанавливаемой сверху. Полезным
является размещение информации о времени заваривания в меню. Это позволит гостю самостоятельно остановить
процесс заваривания и вовлечет его в процесс приготовления. Минимальное обучение, советы профессиональных
поставщиков чая и эксперименты позволят Вам подготовить персонал должным образом.
КАКОЙ ЧАЙ?
Зеленый чай.
Окисление листа китайского чайного куста продолжается не более двух дней, после чего обычно прекращается
нагревом: (традиционно в горшках, как принято в Китае или под паром, как принято в Японии), или вообще не
проводится. Чай оказывается окислен на 3—12 %. Рекомендации по приготовлению: вода с температурой + 70-85
Градусов Цельсия. Масса чая необходимого для приготовления одной чашки чая 2,5 гр. Рекомендуется
многократное заваривание, лучший чай получается на 3-4 заваривании.
Улонг (Oolong).
Wū lóng, «Чёрный дракон» — это полуферментированный чай. При его переработке ферментацию не доводят до
конца: ей подвергается не весь лист, а лишь его края и часть поверхности. В то же время внутренние слои
чайного листа сохраняют присущую им структуру и не ферментируются. Этот чай занимает промежуточное
положение между зелёным и чёрным чаем.
Рекомендации по приготовлению: вода с температурой + 95-100 Градусов Цельсия. Масса чая необходимого для
приготовления одной чашки чая 2,5 гр. Важно не превышать время заваривания, ограничив его 3-4 минутами.
Черный чай.
Изготавливается из полностью ферментированных чайных листьев ассамского чайного куста. Наиболее известные
производители находятся на Цейлоне, Индии (Дарджилинг).
Рекомендации по приготовлению: вода с температурой + 95-100 Градусов Цельсия. Масса чая необходимого для
приготовления одной чашки чая 2,5 гр. Важно не превышать время заваривания, ограничив его 2-6 минутами.
Белый чай.
Белый чай — проходит минимальное количество стадий обработки в процессе производства. Обычно это —
завяливание и сушка. Несмотря на название, белый чай имеет более высокую степень ферментации — до 12 %, чем
большинство зелёных чаёв, поэтому и настой он даёт более тёмный. Крупнейшие плантации этого чая находятся в
Китае, провинции Фуджан.
Рекомендации по приготовлению: вода с температурой + 75 Градусов Цельсия. Масса чая необходимого для
приготовления одной чашки чая 2,5 гр. Рекомендуется многократное заваривание, лучший чай получается на 3-4
заваривании.
Желтый чай.
Поверхностная ферментация на 3—12 %, почти как зелёный, но перед сушкой проходит процедуру закрытого
«томления».
Самый сложный чай с точки зрения приготовления. Способ зависит не только от того где он произведен, но и от
того в каком году он был собран и каков его возраст. Приведем рекомендации по приготовлению чая Серебряные
иголки Jun Shan: вода с температурой + 70 Градусов Цельсия. Масса чая необходимого для приготовления одной чашки
чая 2,5 гр. Рекомендуется многократное заваривание, лучший чай получается на 2 заваривании.
Красный чай (Pu Erh).
Изготавливается из зрелых листьев, со старых кустов, после доведения до состояния зелёного чая. Затем
ферментируется в точном смысле этого слова несколько лет. В Китае Pu Erh называют «чёрным чаем». По способу
приготовления делится на недорогой Шу Пуэр (искусственно состареный) и элитный Шень Пуэр (естественно
состареный).
Рекомендации по приготовлению: вода с температурой + 95 Градусов Цельсия. Масса чая необходимого для
приготовления одной чашки чая 2,5 гр. Рекомендуется многократное заваривание (до пяти раз), лучший чай
получается на 3-4 заваривании.
КАКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ?
Для приготовления чая Вам понадобятся кипятильники воды с подключением к водопроводу. Нам есть, что Вам
предложить!
Во-первых автоматические кипятильники EB Filter Flow фирмы Lincat (Великобритания). О них мы писали ранее.
Напомним, что они сочетают в себе как встроенный фильтр очистки, так и электронную систему регулировки
температуры воды. Оптимальное решение для элитных заведений. Рабочие объемы 31-60 литров.
Во-вторых автоматические кипятильники EB фирмы Kocateq (Ю.Корея). Классика представленная моделями с
объемами от 4,8 до 115 литров.
В-третьих автоматические кипятильник бюджетного класс GKE фирмы Kocateq
(Ю.Корея). Для регулировки уровня воды используется поплавковый клапан.
В-четвертых заливные кипятильники бюджетного класса WB фирмы Kocateq (Ю.Корея) c объемами от 10 до 50 литров.
При выборе автоматических кипятильников необходимо учитывать, что указанные объемы соответствуют
максимальному объему воды, который может быть слит из кипятильника за один раз. Восстановление уровня
кипятка происходит постепенно. Для корректного подбора кипятильника необходимо проконсультироваться со
специалистом имея в голове примерный объем чая, который будет продаваться в Вашем заведении.
В заключении еще раз подчеркнем, что добавив чай в меню Вы не только приобретете новых лояльных посетителей,
но и увеличите продажи за счет дополнительных продуктов.